Конспект
урока по литературе
7 класс
( Изучение произведений
А.М. Горького)
Тема
урока: Особенности
построения повести А.М. Горького «Детство». Гуманизм Горького. Развитие понятия
об идее произведения.
Тип урока: комбинированный
( второй из серии уроков по творчеству А.М. Горького; включает в себя элементы
первичного закрепления пройденного, изучение нового материала).
Цели
урока: учить видеть
особенности построения художественного произведения, расширить знания учащихся
об идее произведения.
Задачи
урока:
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями
построения повествования повести «Детство», учить учащихся анализировать текст,
делать выводы и обобщения, обучать целостному восприятию художественного
произведения, продолжить работу со словарем литературных терминов.
Развивающая: развивать
навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять,
формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся,
развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей,
читательской культуры школьников.
Воспитательная:
развить интерес к творчеству А. М. Горького, воспитание сочувствия,
сострадания, целеустремленности, мужества, настойчивости в преодолении
жизненных трудностей.
Оборудование: текст
автобиографической повести А.М. Горького “Детство”,
портрет А.М.
Горького; компьютер,
интерактивная доска.
Ход
урока

1.
Организационный момент. Приветствие, настрой на урок.
2.
Проверка домашнего задания.
( 1 ученик читает план, составленный дома, другие учащиеся очень кратко рассказывают о главном
событии (по главам)).
Например:
|
План
|
Ответы учащихся
|
|
1гл.
Первые впечатления Алёши от знакомства с семьёй Кашириных.
|
-
смерть отца; переезд в дом деда
|
|
2
гл. Жизнь в доме деда. Будни семьи Кашириных («Странная, пестрая жизнь…»).
|
-
вражда между дядьями; наказания; болезнь; примирение
|
|
3
гл. Развлечения, праздники.
|
-
впечатление Алеши от Цыганка, бабушки, Григория Ивановича и т.д.
|
3.
Объявление темы урока. Работа по теме.
Учитель:
- Ребята, давайте посмотрим, как автор строит свое
повествование. Не в хронологическом порядке, последовательно и спокойно: картины,
нарисованные писателем, возникают как результат наиболее сильных впечатлений,
оставшихся в сознании ребенка от столкновений с действительностью. Посмотрим на
примере текста.
- Какие события происходят в жизни Алёши после смерти отца?
- (Переезд в дом деда,
встреча с семьёй Кашириных…)
- Какое первое впечатление у Алёши оставил дед? Почему?
- ( Отрицательное…)
- Кто понравился Алёше, вызвал симпатию?
-
(Бабушка, Цыганок…)
- После наказания дедом Алёши и болезни его, что с ним
происходит и где?
-
(Задушевная беседа, примирение…) и т. д.
- Как видите, автор все время сопоставляет мрачное и
трагическое со светлым и радостным. Каким приёмом пользуется автор?
-
(Противопоставление (контраст, антитеза))
- Попробуйте самостоятельно привести несколько обобщающих
примеров противопоставления с опорой на текст. (на доске, в тетрадях)
|
Тёмное, трагичное
|
Светлое, радостное
|
(Учащиеся
самостоятельно заполняют таблицу)
Например:
|
-
смерть
отца
|
-
встреча
с необыкновенным человеком
-бабушкой
|
|
-
картина
нечеловеческой жестокости деда во время наказания детей
|
-
задушевные беседы деда с Алёшей
|
|
-
бесчеловечные развлечения дядьев
|
-
добрые и остроумные забавы Цыганка
|
( Прослушивание примеров, по ходу – проверка у всех записей в тетради)
Учитель:
- А теперь запишем вывод об особенности построения повести
«Детство».
(
Автор рисует контрастную жизнь мальчика, раскрывает трагическое и светлое)
Учитель:
- Ребята, скажите, а в вашей жизни все происходит гладко,
спокойно, беспечно?
(
Нет. Бывают будни и праздники, радости и огорчения; сильные впечатления отчего
– либо надолго остаются в памяти).
Учитель:
- Какой же изображает жизнь М. Горький?
-
(Такой, какая она есть в действительности)
То есть изображает её реалистично.(Слово «реалистично» записывается
в тетрадь с подбором синонимов).
- Еще одной особенностью повести является то, что
повествование ведется от лица рассказчика. Такой прием не новый в литературе,
но здесь есть и что – то свое (авторское). Чьими глазами видится изображаемое?
-
(Ребенка. Алёши)
- Он находится в гуще событий. А скажите, мальчик
анализирует свои и чужие поступки, жизнь в целом? Умеет прощать? Умеет отличать
«темное» от «светлого»? Приведите примеры.
-
(Да. Например, Алеша – дедушка и т.п.)
- Следовательно, Алёша наблюдает за событиями и глазами
мудрого человека, расценивающего все с позиции большого жизненного опыта.
- А теперь попробуем
выяснить, что же хотел показать автор в своей повести? Какова её главная идея?
Но прежде, ответьте на следующие вопросы:
- Как называет автор мрачные, тёмные стороны жизни? («Свинцовые мерзости»). К чему тянется
Алёша? (К светлому, хорошему…). Кто
оставил неизгладимый след в его жизни? (Бабушка,
Цыганок, Хорошее дело).
- А теперь вспомним определение «Идея художественного
произведения».
(Работа по тетради со словарем литературных терминов)
- Вы очень внимательно читали повесть, и, надеюсь, быстро
найдете ответ на этот вопрос в тексте. (Чтение отрывка)
- ( гл. 12 « Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю
себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе
– стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та
правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из
памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.» )
- Попробуйте своими словами, опираясь на прочитанное и
эпиграф к уроку, сформулировать ответ на вопрос.
(При помощи учителя – запись в тетради)
-
( Вывод: Горький пытался вызвать
отвращение к «мерзостям жизни» и привить любовь к душевно щедрому, стойкому и
талантливому русскому народу. Человек - у Горького творец будущего. Он сам решает, какую жизненную правду ему
выбирать. На нем лежит ответственность за все несчастья, которые он может
причинить другим людям. Но человеку принадлежит также всё доброе, что есть в
жизни! ).
- М. Горький, безусловно, писатель – гуманист. В своей повести он призывает к гуманному отношению к детям, к
проявлению внимания, заботы, любви.
4. Обобщение по уроку. Выставление оценок.
- Какие
основные вопросы сегодня были рассмотрены? (краткое изложение)
5. Домашнее задание.
Объявление следующей темы урока, чем будем
заниматься (урок – развитие речи; словарная работа; через внимательное
отношение к слову – авторская оценка героев; использование автором литературных
приемов, при помощи которых писатель создавал портреты героев). В тексте
подчеркнуть (по желанию выписать) выражения, слова, использованные автором при
составлении портрета героев (художественные приемы, определения), пересказ
наиболее яркого портрета(по выбору).
888 Casino - Dr.Mcd
ОтветитьУдалить“888 Casino” means you have 여주 출장샵 to bet 계룡 출장안마 at a casino table. 888 is your place to 광명 출장마사지 play the slots and table 대전광역 출장안마 games 청주 출장샵 from around the world.